Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -
детского сада комбинированного вида «Надежда»
детский сад комбинированного вида №551
620135, г.Екатеринбург, ул.Старых Большевиков 77а

8(343)306-85-65   dou.551@mail.ru
Людмила
Орлова
Николаевна
Инновационная деятельность
Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Устюгова Екатерина Павловна
Воспитатель МБДОУ № 551
г. Екатеринбург
Нижнетагильский
государственный
педагогический институт
l квалификационная категория


Гильмиярова Айгуль Валидиановна
Воспитатель МБДОУ№ 551
г.Екатеринбург
Московский государственный
педагогический университет
l квалификационная категория


В последнее время в воспитательном процессе приобрел осо¬бую актуальность индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. Гендерное воспитание предполагает организацию пе-дагогического процесса с учетом половой принадлежности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения. Мальчика и де¬вочку нельзя воспитывать и обу¬чать одинаково, поскольку они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и мол¬чат, чувствуют и переживают. Цели воспитания мальчиков и девочек, методы и подходы к нему должны быть различными. Биологические, нейрофизиологические, психические различия детей разного пола являются основой их эмоциональных, познавательных и личностных характеристик. Особенности развития детей разного пола являются существенным основанием для дифференцированного подхода в организации разных видов деятельности (речевой, изобразительной, трудовой). Не составляет исключения в этом отношении и двигательная деятельность, организация которой должна осуществляться с учетом особенностей физического развития детей разного пола. К примеру, центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, поэтому они легче справляются с упражнениями на равновесие, в упражнениях на бревне, мальчики лучше бегают, соскакивают с него, в то время как девочки медленно ходят, чаще с по-воротами, получая от этого удовольствие.

С целью реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей разного пола нами было разработано и проведено тематическое мероприятие для детей 5-7 лет «День спорта в детском саду», организация и проведение которого осуществлялась поэтапно.
Подготовительный этап

Для ознакомления с различными видами спорта, различиями между женским и мужским спортом, для побуждения детей к спортивным занятиям были изготовлены лэпбуки на темы: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Интеллектуальные виды спорта (шахматы, шашки, бильярд, кёрлинг)», проведено занятие с использованием педагогической технологии «Река времени». В результате дети познакомились с историей спорта (Древняя Греция), с первыми соревнованиями и участниками олимпийских игр.

Основной этап
С помощью родителей было организованно две площадки для утренней зарядки (площадка силовой зарядки под руководством папы и площадка аэробики под руководством мамы). В ходе мероприятия был проведен Мастер-класс «Полезная еда» с приглашением медика и повара, которые провели беседу о здоровой и полезной пище с показом рецепта витаминного салата. Рецепты мальчики и девочки придумывали сами из заранее приготовленных продуктов. В результате получились разные салаты: у девочек был салат фруктовый, а у мальчиков-овощной с мясом. В ходе беседы выяснили, что большая часть девочек предпочитает сладости, поэтому фрукты были основными ингредиентами для их салата (возможно это объясняется тем, что на языке женщин больше рецепторов к сладкому, а на мужском –к соленому и горькому). В финале мастер-класса дети рассказали о полезных ингредиентах и продегустировали витаминные шедевры.

Для ознакомления с видами спорта и оценивания своих возможностей детям предлагалось посетить новые спортивные секции под руководством родителей, педагогов и приглашенных профессионалов (лыжи, шахматы, метание ядра, армрестлинг, баскетбол, спортивная аэробика, художественная гимнастика и легкая атлетика). Мы предположили, что при выборе секции и участия в них, ребенок связывает свои возможности и интересы с собственной половой принадлежностью («Я - девочка», «Я - мальчик»), актуализирует собственные представления об отличительных особенностях поведения и спорта женщины и мужчины. В итоге девочки в основном выбрали баскетбол, спортивную аэробику и художественную гимнастику. Мы считаем, что это связано с тем, что девочки по сравнению с мальчиками характеризуются большей частотой движений ки¬сти руки, более высокими ре¬зультатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости, большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах, лучшими результатами в прыжках в длину с места тол¬чком одной ноги. Мальчики отдавали преимущество легкой атлетике, шахматам, метанию ядра и армрестлингу, так как у мальчиков по сравнению с девочками большая скорость бега на дис¬танциях, большая выносливость к статическим усилиям, выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

По ходу мероприятия в дневной отрезок времени проводился показ мод («Модная спортивная одежда глазами детей»). В результате совместной работы всех участников педагогического процесса была создана коллекция спортивной одежды для девочек и мальчиков из 10 моделей. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей, они стремятся к «приукрашиванию», эмоциональному самовыражению, поэтому коллекция для девочек получилась яркой, с добавлением аксессуаров в виде шарфиков и спортивных повязок. Мужская линия выглядела лаконичной на контрасте темных и светлых тонов.

Для развития коммуникативных навыков, способов сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками, мамами и папами в процессе двигательной деятельности были организованы Веселые старты («Семейный спорт»). Конкурсы были четко разделены между мужской и женской половиной. Для мальчиков они были направлены на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; а для девочек-на развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Учет половых особенностей дошкольников в процессе физического воспитания позволил детям успешно справиться со всеми заданиями.

Благодаря «Дню спорта», наполненному радостью, весельем, знаниями и хорошим настроением, в нашем дошкольном учреждении повысились результаты физического развития: возросло количество детей, посещающих действующий в нашем деском саду кружок «Школа мяча», совершенствуются коммуникативные навыки, способы сотрудничества и поддержки между девочками и мальчиками и, как отмечают родители, дети стали проявлять интерес к новостям спорта и к выходным прогулкам, требующим физических усилий.

Таким образом, проводя спортивные мероприятия, дифференцируя нагрузку для девочек и мальчиков, подбирая разное оборудование и инвентарь, учитывая физические и психологические особенности девочек и мальчиков, мы создаем в детском саду условия, способствующие гендерной социализации детей.

Опыт гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Джураева Лилия Шамильевна воспитатель МБДОУ № 551
г. Екатеринбург
Узбекский государственный университет мировых языков
l квалификационная категория


Личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса является базисом для разработки и эффективного внедрения основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Учет личностных особенностей предполагает не только ориентацию педагога в проявлениях характера, интересов, физического и умственного развития ребенка, но и учет его половой принадлежности. Пол — это не только первичные и вторичные половые признаки: это различная интеллектуальная деятельность, физиология, биохимические процессы, анатомия, поскольку у девочек и мальчиков по-разному протекают все психические процессы, реализуются все функции организма.

В возрасте 3-4 лет у детей происходит первичная половая идентификация. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, специфика которых связана с полом. Процесс полоролевой социализации как специфических изменений, происходящих в личности в ходе приобщения ребенка к ценностям гендерной культуры, осуществляется под влиянием разных факторов, одним из которых традиционно считается развивающая среда. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Групповое пространство и игры, разделённые по полоролевому признаку, дают возможность овладеть культурой в сфере взаимоотношений полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать. С учетом того, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, потому что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе. Слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов: мирилочка, подушка для битья, стаканчик для злости помогают сохранить доброжелательную атмосферу в группе. Большая часть группового помещения отведена под активную зону, в которой мальчики могут поиграть со спортивным оборудованием, заняться конструированием из крупного и мелкого конструктора и поиграть в настоящих рыцарей, богатырей и супер-героев.

Для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности совместно с родителями были изготовлены модули игрового пространства. Мальчики могут преобразовать их в корабль, автобус, шалаш и превратиться в отважных моряков, водителей и рыбаков, первооткрывателей. Игры в уголке математики - шашки, схемы, игры В.В. Воскобовича, измерительные приборы помогают развитию логики и мышления мальчиков. «Патриотический уголок» способствует становлению у мальчиков позиции юного гражданина, патриота и защитника. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует личностный и интеллектуальный рост.
Девочек «Патриотический уголок» стимулирует к бережному отношению к близким: семье, дому, родным и близким. Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, я учитываю эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол, посуды и прочей атрибутики, создан уголок кулинарии. Девочки учатся работать с тестом, готовят новые блюда, делятся рецептами и угощают мальчиков, накрывают столы по всем правилам этикета.

Также для игр девочек создан спокойный уютный уголок, в котором находятся мягкие подушечки, пылесос, кукольный домик Барби, колыбелька, пеленальный столик с пеленками, гладильная доска, памперсы и все принадлежности для ухода за новорожденными. Спокойные игры с куклами помогают разбудить в девочках зачатки материнских чувств, сделать их в будущем хранительницами домашнего очага и вырастить заботливую мать. Маркеры игрового пространства девочки могут использовать как качели для своего малыша, ширму для деления пространства или создания уюта в игровом уголке.
Общеизвестно, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Именно в детском саду дети проводят большую часть времени, считают его вторым домом и мне было очень важно создать уют в группе. Яркие занавески, ширмочки, тщательно подобранные в цвет столов, мягкие игрушки, коврики с детскими рисунками, кармашки для принадлежностей в уголке творчества, семейные коллекции учат девочек ценить домашний уют и развивают эстетический вкус. Плакаты с изображением Хозяйки медной горы, принцесс притягивают внимание девочек и учат выглядеть красиво, опрятно и ухоженно. Игры из фетра «Угадай стиль» учат развивать вкус и ориентироваться в мире моды и дизайна.

Игры по технологии Триз "ПятиЭкранка" учат увидеть обследуемый предмет (женщину, мужчину) в общей системе, одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах окружающего нас мира. Кольца Луллия (игра с региональным компонентом) позволяют изучить внешность, народные костюмы мужчин и женщин коренных народов нашего региона, их национальные блюда, проявить фантазию, придумывая новые сказки про них.

Технологии, которые я применяю в непосредственно-образовательной деятельности, тоже решают задачу реализации гендерного подхода: технология коллекционирования помогает увидеть, что интересы девочек отличаются от интересов мальчиков (девочки коллекционируют заколки, украшения, пуговки, кошечек; мальчики увлекаются коллекционированием динозавров, трамвайчиков, ракушек, фонариков); технология проектной деятельности способствуют становлению ролевого поведения (например, проект по гендерному воспитанию «Рыцари и принцессы»). В рамках проекта «Как растет живое» дети знакомятся с ростом эмбриона человека в животе у мамы.

Особое внимание в освоении ценностей гендерной культуры я уделяю социальной среде, то есть – семье. Родители группы выступают как полноценные участники образовательного процесса, оказывают помощь в подготовке костюмов, играют роли, инсценируют сказки и обогащают развивающую среду группы. Для сплочения семьи, коллектива группы детей и родителей постоянно проводятся экскурсии и прогулки выходного дня. Мальчикам был интересен музей боевой славы в г. В. Пышма, где они с большим интересом рассматривали военные машины, танки, самолеты. Девочкам понравился мастер-класс в пекарне «Поль Бейкери» по изготовлению рогаликов с вишневым джемом и экскурсия в гончарную мастерскую «Златоуст». Мои воспитанники под руководством мастера изготовили изделия из глины, обожгли их в печи и теперь используют посуду в сюжетно-ролевых играх.
С целью привлечения семьи к гендерному воспитанию детей организован поход на «Калиновский пруд». В этом мероприятии мальчики проявляли свои мужские качества - помогали девочкам подниматься в гору, а девочки сервировали стол для мальчиков.

Для того, чтобы лучше узнать историю родного края, дети вместе родителями посетили г. Арамиль, познакомились с укладом, бытом, хозяйством крестьян 19 века. Увидели, каким нелегким был труд мужчин, женщин (прадедушек и прабабушек); познакомились с предметами обихода русской избы (коромысло, доска для глаженья, керосиновая лампа, лапти, русская печь, полати), узнали о семейных традициях народа, народных костюмах и обычаях.
Большой популярностью у родителей пользуются мастер-классы: «Расти коса до пояса», «Гимнастика для ног» и другие. Мастер-класс «Меткий стрелок» провел один из пап воспитанников по всем правилам военных учений.

Тематические дни дополняют весь педагогический процесс:
• «День бантика» (девочки украшают свои косы бантиками, а мальчики надевают бабочки и ухаживают за девочками в течение дня);
• «День симпатий» (каждый из ребят по желанию выражает симпатию противоположному полу через сюрприз, изготовленный своими руками, стихотворение, песню или комплимент);
• «Дефиле в костюмах из бросового материала» (детям надо презентовать свой костюм, рассказать из чего он сделан и показать костюм в танце);
• «День индейца» (спортивный праздник, где мальчики соревнуются в силе, ловкости и отваге);
• «Колыбельная для сыночка» (девочки вместе с мамами поют народные колыбельные песни своим куклам).

Одно из направлений работы с детьми («Я – будущий родитель») связано с освоением будущей социальной роли в системе родственных связей, в ходе которого дети группы примеряют на себя роль мам и пап в играх, на занятиях и в свободной деятельности. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающего малыша. Обычаи и традиции в семье - один из факторов успешного воспитания. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор - образец духовного служения людям, русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Изучая с детьми уклад, обычаи, традиции и русский народный фольклор мне удается передать самые важные в жизни истины, ценности и заложить в них духовное зерно.

Человек без роду, без племени никогда не сможет достойно воспитать детей, защитить свою землю. Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Пение былин, рассказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К.Д. Ушинский писал, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю историю (Ушинский К.Д. Педагогические идеи. – М.; 1971.)

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, празднование Великой Пасхи, Рождества и дня семьи и другие праздники. Этнопедагогика помогает определить первостепенные вопросы правильного воспитания девочек и мальчиков. Воспитание мальчиков на Руси - это прежде всего воспитание духа. Боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем их «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Дети впитывали эту культуру чуть ли не «с пелёнок». Поэтому большое внимание я уделяю играм - состязаниям и подвижным играм, планирую поездку на конно-спортивную школу для того, чтобы мальчики увидели и испытали на себе древне-русский обряд первого сажания на коня (это своеобразный обряд инициации, определения мужского начала в маленьком человеке). В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. В нашем детском саду мальчики помогают на участке рыхлить почву, убирать снег, копать грядки, поливают, а девочки садят, пропалывают. В процессе воспитания детям на Руси прививали моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры предков. В своей группе я постоянно провожу беседы, консультации для родителей по данной теме.

Таким образом, накопленный мною опыт гендерного воспитания дошкольников позволяет пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ, выстраивать этот процесс с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации в соответствии с ФГОС ДО.